Электронное информационное общество в Украине: настоящее и будущее

В.Н. Фурашев, Д.В. Ландэ

Что такое "электронное информационное общество" в современном понимании? По мнению авторов, это - общество, накапливающее и обрабатывающее информацию в электронном виде, которая порождается в процессе его жизнедеятельности, и превращающее эту информацию в знания. Это общество, которое обеспечивает быстрый, надежный и беспрепятственный доступ своих граждан к накопленной таким образом объективной информации и знаниям, представленням в электронной форме. Это общество, в котором, в отличие от индустриального общества, в качестве основного ресурса выступает информация, а не энергия, основные технологические процессы будут преимущественно наукоемкими, а не капиталоемкими, производство перейдет из фазы добычи и изготовления к фазе обработки.

Электронное информационное общество - это многогранная сфера приложения знаний в разных областях обеспечения своей жизнедеятельности - экономики, политики, образования, здравоохранения, обороны и безопасности.

Электронное информационное общество не создается само по себе или по чьему-то желанию. Для создания и функционирования электронного информационного общества необходимы определенные предпосылки (необходимые и достаточные условия):

- создание минимально необходимой базовой инфраструктуры - прежде всего экономической и, уже как следствие - технической, телекоммуникационной, программной;

- ликвидация компьютерной безграмотности, создание той "критической массы", которая сделает процесс создания, функционирования и дальнейшего развития электронного информационного общества устойчивым и бесповоротным;

- создание и обеспечение устойчивого функционирования и развития украинского сегмента Интенет-пространства как составной и неотъемлемой части всемирной информационной "паутины";

- целенаправленная постоянная работа под эгидой государства всех прогрессивных членов общества независимо от их положения в социальной структуре и отношения к формам собственности.

Это, так сказать, необходимые условия создания и начала функционирования электронного информационного общества.

К разряду достаточных условий создания и начала функционирования электронного информационного общества, по мнению авторов, следует отнести возбуждение интереса общества к электронным средствам получения и обмена информацией и знаниями. Понимая это, в Украине с самого начала обретения независимости основной акцент был сделан на создание базиса или условий построения информационного общества. Предусматривалась информатизация основных, жизненно важных аспектов деятельности общества - системы государственного управления, материального производства и национального сегмента Интернет-пространства, с одновременным развитием электронных масс-медиа и средств обмена информацией.

Уже с 1991 года, т.е. фактически сразу после провозглашения независимости Украины, по инициативе Академии наук Украины, развернулись работы по системному и целенаправленному развитию и внедрению современных компьютерных систем, вычислительных машин и программного обеспечения в различные сферы жизнедеятельности общества.

Во время этой работы, в 1995 году, учитывая чрезвычайное значение информатизации для экономики молодого независимого государства, было принято очень принципиальное решение о создании специального центрального органа исполнительной власти - Национального агентства по вопросам информатизации при Президенте Украины [1].

4 февраля 1998 года Верховным Советом Украины одновременно были приняты три закона Украины: "О Национальной программе информатизации" [2], "О Концепции Национальной программы информатизации" [3] и "Об утверждении задач Национальной программы информатизации на 1998-2000 годы" [4]. Это - первые во всем послесоветском пространстве законодательные акты, которые регулировали и упорядочивали взаимоотношения субъектов, независимо от форм собственности, в сфере информатизации на государственном уровне.

Кстати, именно в законодательных актах "О Концепции Национальной программы информатизации" и "О Национальной программе информатизации" было сформулировано четкое определение понятия "информатизация" как "совокупности взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально- экономических, научно-технических, производственных процессов, которые направленные на создания условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав граждан и общества на основе создания, развития, использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, созданных на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники".

В Национальную программу информатизации, в первую очередь, должны были включаться программы и задачи, которые имеют фундаментальный характер и направлены на обеспечение национальной безопасности государства в сфере информатизации. В эту программу также включаются программы и задачи прикладного характера, которые имеют, в научно-методологическом и организационно- реализационном планах, общегосударственное, межотраслевое значение. Выполнение программ и задач Национальной программы информатизации осуществляется исключительно за счет Государственного бюджета Украины. Появление названого выше пакета законодательных актов положительно было воспринято Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки и другими развитыми странами.

Почти все независимые страны на постсоветском пространстве взяли на "вооружение" научно-методологический и нормативно-правовой подход Украины к решению очень сложного вопроса, как отношение государства к информатизации.

Именно Национальная программа информатизации, по замыслу ее инициаторов и законодателей, призвана была стать одним из тех важнейших "инструментариев", который бы формировал те необходимые условия создания и начала функционирования электронного информационного общества, о которых шла речь выше. Однако в реальной жизни развитие этой программы пошло несколько в другом направлении. Более детальный анализ дан в работе [5], однако хотелось бы отметить следующее. Анализ проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины на 2003 - 2004 годы [6-7] показывает, что целенаправленно на выполнение заданий Национальной программы информатизации за 2003 - 2004 годы было предусмотрено 12,810 млн. грн., а на отраслевые программы и проекты информатизации - 235,174 млн. грн. Таким образом, видим что за предыдущие два года на определенные задачи в сфере информатизации страны планировалось затраты (что правда не означает, что они были получены и израсходованы) почти 248 млн. грн., из которых на Национальную программу информатизации только 5,2%, а остальные 94,8% - на отраслевые программы и проекты информатизации.

Такой подход противоречит положениям статьи 17 Закона Украины "О Национальной программе информатизации" и создаeт все условия для лоббирования и дублирования работ в области информатизации, неэффективному использованию средства Государственного бюджета Украины.

Необходимо также отметить, что кроме финансирования, огромное влияние на достижение целей, которые должны были быть достигнуты с помощью Национальной программы информатизации, оказывает влияние система управления этой программой. Это особенно актуально в свете статьи 10 Закона Украины "О Национальной программе информатизации", которая четко указывает на то, что Генерального государственного заказчика Национальной программы информатизации определяет Кабинет Министров Украины из числа центральных органов исполнительной власти.

С конца мая 1995 года, когда было создано Национальное агентство по вопросам информатизации при Президенте Украины как независимый, межотраслевой, центральный орган государственной исполнительной власти с подчинением непосредственно Президенту Украины [1] и до сентября 1998 года, когда данный орган управления был ликвидирован и на его базе было образовано Государственное агентство информатизации Украины (ГАИНУ с подчинением Министерству информации Украины) [8] управление Национальной программой информатизации носило общегосударственный характер.

Именно с сентября 1998 года управление Национальной программой информатизации получило четко выраженную отраслевую направленность.

Кроме того, откровенно говоря, даже поверхностный анализ содержания всех предыдущих задач Национальных программ информатизации покажет их несоответствие требованиям статьи 5 Закона Украины "О Национальной программе информатизации". Более того, внимательное рассмотрение вопросов, которые рассматривались Правительственной комиссией по вопросам информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти [9], показывает, что они больше отвечали требованиям указанной статьи, чем современное содержание задач Национальной программы информатизации.

Тем не менее, невзирая на определенные просчеты государственной политики в области информатизации, необходимые условия создания и начала функционирования электронного информационного общества в Украине практически уже созданы. Этот тезис подкрепляется, например, тем фактом, что на сегодня практически больше 7% всего населения Украины являются более-менее активными пользователями Интернет. Практически все центральные органы исполнительной власти представлены в Интернет- пространстве своими веб-сайтами и порталами, в Украине работают популярнейшие Интернет-СМИ (украинский Интернет еще всерьез не сталкивался с цензурой), создаются и работают ведущие в постсоветском пространстве интеграторы новостной информации [10]. Этим процессам способствует влияние многих факторов, среди которых можно выделить наиболее значимые, по мнению авторов:

- активное стремление Украины в Европейский Союз, со всеми вытекающими отсюда действиями;

- создание, практически без прямого участия государства, и постоянное развитие украинского сегмента Интернет-пространства;

- активное и профессиональное развитие электронных СМИ, особенно оперативных новостных и информационно-аналитических их блоков, которые уже сегодня составляют очень серьезную конкуренцию "традиционным" СМИ по читающей аудитории;

- достаточно высокие темпы, особенно в последние 2 - 3 года, информатизации системы образования и "вхождения" ее в общеевропейские электронные образовательные системы;

- настойчивое стремление государственных структур, органов государственной власти, как центральных, так и региональных, информатизировать максимальное количество управленческих процедур, а также оперативно отражать в Интернет свою деятельности, демонстрируя открытость, прозрачность и доступность гражданам.

Даже события, которые развиваются вокруг использования информационно- аналитической системы "Выборы" во время выборов Президента Украины в 2004 году [11] подтверждает наличие в Украине необходимых условий создания и начала функционирования электронного информационного общества. К слову, только с помощью средств информатизации и при наличии политической воли можно достичь необходимого уровня демократизации и прозрачности, за счет максимального устранения "человеческого влияния" на ряд принципиальных этапов подготовки и проведения выборов и референдумов, а также волеизъявление избирателя [12-15]. Заслуживает внимания и тот факт, что "оранжевая революция" сыграла позитивную роль в ускорении процессов создания в Украине современного электронного общества. Во время оранжевой революции штаб кандидата на пост Президента Украины В.А. Ющенко смог технологически обыграть ведущих игроков международного информационного пространства, просто установив на Майдане Незалежности в Киеве передающую телевизионную станцию и арендовав спутниковый канал. Любая телекомпания в мире и любой зритель, мог круглосуточно смотреть трансляцию с места событий. Весь мир смог видеть Украину и ее революцию. В это же время посещаемость Интернета возросла в десятки раз - беспрецедентный рост количества пользователей был обусловлен резким повышением интереса к информационным сайтам. Наиболее влиятельные сайты стали реальными средствами формирования общественного мнения, несмотря на относительно невысокий уровень доступности Интернет для украинских граждан.

Вместе с тем Украине в большой мере присуще информационное неравенство. С одной стороны, наша страна принадлежит к группе пятидесяти крупнейших стран по количеству населения и по площади территории, но по индексу телекоммуникационной подготовленности (Network Readiness Index) она занимает только лишь 70-е место среди 80 стран, оцененных по этому критерию (www.weforum.org/gitr). С другой стороны, в нашей стране информационные ресурсы и их потребители распределены очень неравномерно. Так львиная доля необходимых условий создания и начала функционирования электронного информационного общества в Украине созданы в Киеве и областных центрах. 3 марта 2005 года на Форуме "Информационное общество Украины" был представлен доклад Президенту Украины "О неотложных мерах по развитию информационного общества в Украине". В докладе констатируются, что по уровню доступа к Интернету Украина находится на предпоследнем месте в Европе (только 1% украинских школ пользуется Интернетом) и ставится задача достичь в ближайшие годы уровня доступа граждан к Интернету не ниже 40%. Согласно рейтингу Международного телекоммуникационного союза, по обеспеченности населения персональными компьютерами (менее 20 на 1000 жителей) Украина находится на 100-м месте. В Украине для коммерческого использования выделено менее 2% радиочастотного спектра, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой на эти цели выделяется свыше 50% ресурса.

Для реального создания и начала функционирования электронного информационного общества в Украине с минимальными финансовыми затратами, авторы считают необходимым:

1. Устранение "отраслевого" и восстановление "государственного (межотраслевого)" принципа руководства Национальной программой информатизации, а также формирование ее заданий и обеспечение надлежащего финансирования в полном соответствии с действующим законодательством Украины.

2. Обеспечение привлечения зарубежных инвестиций в реализацию проекта создания в Украине современного электронного информационного общества не только и не столько в финансовом выражении, сколько в плане внедрения передовых технологий, привлечения к разработкам наших ученых и специалистов, подготовки кадров.

3. Обеспечение разнообразной государственной поддержки отечественных бизнес- структур в стремлении развивать и укреплять, в первую очередь, в региональном направлении, украинский сегмент Интернет-пространства.

4. Создание на государственном уровне условий для обеспечения доступности для большей части населения приобретения персональных вычислительных и телекоммуникационных средств.

5. Создание условий для приведения в соответствие системы оплаты услуг органов связи и Интернет-провайдеров с финансовыми возможностями среднестатистической семьи.

Список литературы

1. Указ Президента Укра╖ни в╕д 27 травня 1995 року N 390/95 "Про заходи щодо забезпечення д╕яльност╕ Нац╕онального агентства з питань ╕нформатизац╕╖"// www.zakon.rada.gov.ua/.

2. Закон Укра╖ни "Про Нац╕ональну програму ╕нформатизац╕╖"// В╕домост╕ Верховно╖ Ради (ВВР), 1998, N 27-28, ст. 181.

3. Закон Укра╖ни "Про Концепц╕ю Нац╕онально╖ програми ╕нформатизац╕╖"// В╕домост╕ Верховно╖ Ради (ВВР), 1998, N 27-28, ст. 182.

4. Закон Укра╖ни "Про затвердження Завдань Нац╕онально╖ програми ╕нформатизац╕╖ на 1998-2000 роки "// В╕домост╕ Верховно╖ Ради (ВВР), 1998, N 27-28, ст. 183.

5. В.М. Фурашев. Нац╕ональна програма ╕нформатизац╕╖: бажане ╕ реальн╕сть// Открытые информационные и компьютерные технологии. Харьков: НАКУ "ХАИ", 2004. - Вып.26 -с.181-201

6. Закон Укра╖ни "Про Державний бюджет Укра╖ни на 2003 р╕к" (проект, ре╓стр. номер 2000 в╕д 14.09.2002 року)// www.zakon.rada.gov.ua/.

7. Закон Укра╖ни "Про Державний бюджет Укра╖ни на 2004 р╕к" (проект, ре╓стр. номер 4000 в╕д 10.09.2003 року)// www.zakon.rada.gov.ua/.

8. Указ Президента Укра╖ни в╕д 16 вересня 1998 року N 1033/98 "Про вдосконалення державного управл╕ння ╕нформац╕йною сферою"// zakon.rada.gov.ua/.

9. В.М. Фурашев. Д╕яльн╕сть Урядово╖ ком╕с╕╖ з питань ╕нформац╕йно-анал╕тичного забезпечення орган╕в виконавчо╖ влади - перший крок до системно╖ ╕нформатизац╕╖ виконання процедур зд╕йснення державного управл╕ння// Открытые информационные и компьютерные технологии. Харьков: НАКУ "ХАИ", 2004. - Вып.24 -с.181-201

10. Д.В. Ландэ. Поиск знаний в Internet. Профессиональная работа. -М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 272 с.

11. В.М. Фурашев. Деяк╕ особливост╕ застосування системи автоматизованого ╕нформац╕йно-анал╕тичного забезпечення процесу проведення вибор╕в президента Укра╖ни у 2004 роц╕//Открытые информационные и компьютерные технологии. Харьков: НАКУ "ХАИ", 2004. - Вып. 27

12. В. Фурашев, М. Коваль, С. Маглюй. Системна ╕нформатизац╕я виборчих ╕ референдумних процес╕в в Укра╖н╕//Академ╕я правових наук Укра╖ни; Науково- досл╕дний ╕нститут правово╖ ╕нформатики; Монограф╕я. - К: Парлам. вид-во, 2004. - 608 с.

13. В.М. Фурашев, М.╤. Коваль. Застосування базових принцип╕в системно╖ ╕нформатизац╕╖ виборчого процесу п╕д час вибор╕в Президента Укра╖ни 2004 року: проблеми теор╕╖ ╕ практики // Открытые информационные и компьютерные технологии. Харьков: НАКУ "ХАИ", 2004. - Вып.25 -с.19-32.

14. В. Фурашев, М. Коваль. Системна ╕нформатизац╕я виборчого процесу: ╖╖ можливост╕ та реал╕╖ в забезпеченн╕ прозорост╕ ╕ в╕дкритост╕ вибор╕в Президента Укра╖ни 31 жовтня 2004 року //Наук. журн. Правова ╕нформатика. Ки╖в: Науково-досл╕дний центр правово╖ ╕нформатики Академ╕╖ правових наук Укра╖ни, 2005. - N 1 (5) - с.35-51

15. М.╤. Коваль, В.А. Бондик, В.М. Фурашев. До питання щодо рол╕ ╕ м╕сця ╢дино╖ ╕нформац╕йно-анал╕тично╖ системи "Вибори" в забезпеченн╕ реал╕зац╕╖ конституц╕йного принципу "один виборець, учасник референдуму - один голос" // Открытые информационные и компьютерные технологии. Харьков: НАКУ "ХАИ", 2004. - Вып.23 -с.16-23.


P e к л а м a: