Приложения по капле

Дмитрий Ландэ,
заместитель директора
Информационного центра "ЭЛВИСТИ"

Наблюдая процессы изменения во времени некоторых проявлений человеческой деятельности, можно получить наглядную иллюстрацию развития по спирали. Причем во многих случаях эта спираль кажется освещенной только с одной стороны, так что очередное видоизменение рассматриваемого предмета представляется уже на новом качественном уровне.

Так, в период кризисной ситуации на рынке высоких технологий, когда как никогда актуальны поиски бизнес-решений, позволяющих снизить расходы на приобретение программного обеспечения, одной из самых удачных концепций оказалось почти забытая со времен засилья мэйнфреймов аренда. Многие могут вспомнить об аренде машинного времени и всего, что было связано с распределением вычислительных ресурсов на ЕС-ЭВМ и им подобных.

Именно в аренде заключается суть самого популярного сегодня бизнес-подхода, а те, кто воплощают его в жизнь, получили название провайдеров услуг по аренде приложений, или просто провайдеров приложений (ASP - Application Service Providers).

Рынок требует новых подходов

Согласно определению, сформулированному ASP Industry Consortium, ASP - это использование элементов IT-инфраструктуры на условиях аренды (фиксированной ежемесячной платы). ASP-провайдеры размещают на своей территории серверы и сетевое оборудование, устанавливают различные программные средства (системы, приложения), к которым организовывают доступ своих клиентов. В соответствии с приведенным определением, ASP - это не что иное, как перевод разнообразных программных комплексов из разряда товаров в разряд услуг. Фактически складывается новая парадигма области поставок программного обеспечения, которая характеризуется распространением на эту сферу отношений аренды.

Гэйл Ховард, директор департамента электронной коммерции компании Sprint, в свое время подчеркнул, что ASP-модель иллюстрирует уход от традиционной временно-материальной схемы, поскольку конечные пользователи платят за управление своими информационными ресурсами. По его мнению, новая модель бизнеса предполагает, что ASP-компании могут предоставлять определенные приложения и услуги и в состоянии оценить продуктивность их работы.

Понятие ASP не только охватывает бизнес-направление, но и распространяется на конкретные компании, предоставляющие клиентам возможность использовать в течение определенного периода времени свои аппаратные и программные мощности. При этом установленные заранее услуги и приложения выполняются и обслуживаются компанией ASP на ее технологической площадке.

Можно выделить как минимум пять факторов, определивших возникновение и обусловивших развитие направления ASP.

Прежде всего, это высокая стоимость современных технологий, часто не позволяющая малому и среднему бизнесу использовать современные технологии на правах собственности.

Затем следует упомянуть аутсорсинг (outsourcing) - тенденцию, выражающуюся в передаче реализации отдельных услуг и приложений внешним исполнителям, что приобрело немалую популярность в последнее время.

К тому же многие клиенты обладают схожими потребностями в услугах и приложениях. И со стороны провайдеров услуг Интернета (ISP) отчетливо прослеживается стремление к хостингу готовых приложений. Да и различные Web-порталы стараются включать в себя приложения, часто бесплатные, для привлечения и удержания интереса посетителей.

Подтверждением первого и третьего фактора может служить все еще продолжающийся рост спроса на несложные и недорогие системы управления контентом, которые дают возможность средним компаниям не покупать системы типа Ariba, BroadVision или CommerceOne.

Что касается ASP и аутсорсинга, при кажущейся близости этих понятий, между ними есть определенные различия. В первом случае клиенту предлагается один и тот же сервис или приложение (запросы у многих клиентов сходны), а во втором - для каждого клиента решается его собственная задача уникальным способом. Именно способность тиражировать готовые типовые решения и явилась причиной столь бурного развития направления ASP.

Чем более сложными становятся приложения и сервисы, тем больше компаний будут пытаться переложить трудности их внедрения на плечи ASP. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем на рынке ASP ожидается бурный рост, поскольку аренда делает доступными самые продвинутые бизнес-приложения практически любой компании.

Так, по авторитетным прогнозам Forrester Research, к концу 2003 года 25 % всех программных приложений для предприятий будут предоставляться провайдерами услуг аренды. По прогнозам аналитиков IDC, обороты рынка ASP в США составят в 2004 году около $12 млрд. ($500 млн. в 1999 году и $3 млрд. в 2001 году).

Только Oracle рассчитывает в течение ближайших пяти лет увеличить прибыльность этого бизнеса в двадцать раз - с текущих $50 млн. за год до $1 млрд.

За США сразу следует Западная Европа, где ожидается $8,31 млрд. в 2004 году.

Похоже, что модель аренды является оптимальной для той ситуации, в которой сейчас находится мировая экономика. Она позволяет четко планировать бюджет компаний, ведь имеется возможность прогнозирования расходов на аренду необходимых приложений. При этом существенно уменьшается риск возникновения непредсказуемых расходов после внедрения приложений. Предприятие-клиент провайдера приложений, как правило, получает все нововведения без лишних временных и финансовых затрат.

Механика аренды приложений

Во времена аренды вычислительных мощностей мэйнфреймов у крупных IТ-центров реализовывалась модель, по сути своей очень похожая на ту, что используется современными провайдерами приложений. Пользователям предоставлялись терминалы, а вся вычислительная работа выполнялась на главном компьютере.

Доминирующая на данный момент модель традиционного Web-сервиса примерно такая: клиенты обращаются к Web-серверу со своих рабочих мест (с помощью программ-браузеров), а вся вычислительная работа, а также осуществление визуализации информации производится на Web-сервере. Браузеры являются "тонкими клиентами", способными отображать языки разметки и некоторые языки сценариев (например, JavaScript).

Появление ASP характеризуется переходом от двухуровневых моделей к трехуровневой архитектуре клиент-сервер. Выполнение приложений перемещается на сервер ASP, клиент же получает возможность пользоваться ими через Интернет, который и образует промежуточный уровень. Модель ASP, состоящая из трех уровней, фактически является объединением первых двух схем.

Соответственно, рассматривая группы участников в системе ASP, можно выделить не две стороны, как мы привыкли видеть в двухуровневых системах типа клиент-сервер, а три. Это провайдеры приложений, пользователи ASP-услуг (клиенты, зачастую Web-проекты) и посетители Web-ресурсов пользователя.

ASP-провайдер развертывает на своем оборудовании приложения и сервисы, предназначенные для сдачи в аренду. Клиент подписывает договор об аренде и получает право удаленного доступа к приложениям или сервисам. При этом ему не надо заботиться об администрировании серверов приложений и баз данных. Все ресурсы находятся у ASP-провайдера. Доступ к арендуемым приложениям осуществляется через Сеть для решений, ориентирующихся на Интернет-клиента, или через виртуальные частные сети.

Что предлагают на рынке аренды

В соответствии с каталогом компании ASP.com Inc. (http://www.asp.com), рынок ASP-приложений разделился на несколько сегментов в зависимости от разных сфер применения услуг. Среди них следует выделить телекоммуникации (электронная почта, чат, IP-телефония, удаленный доступ к ресурсам и т.д.); бизнес-приложения (связь с потребителями - CRM, планирование ресурсов - ERP, биллинг, автоматизация продаж, маркетинг и др.); персональные приложения (офисные программы, персональные финансовые и бизнес-приложения и т.д.); мобильную связь (обеспечение беспроводного доступа и услуг, беспроводные приложения); электронную коммерцию и Web-дизайн; хостинг; консультации; обучение и сертификацию.

Самыми весомыми бизнес-приложениями, которые предлагаются современными ASP-провайдерами, безусловно, являются системы ERP и CRM.

Cистемы планирования ресурсов предприятия (ERP - Enterprise Resources Planning) представляют собой набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия. Аренда ERP-систем выгодна для малых и средних компаний, которые не могут позволить себе расходы на покупку полной ERP-системы.

Основное предназначение систем управления связями с потребителями (CRM - Customer Relationship Management) - предоставлять пользователю - продавцу товаров или услуг - возможность общаться со своими клиентами в режиме реального времени, управлять процессами маркетинга и продажами. По данным издания eCommerce Business, в 2001 году в разряд крупнейших ASP, предлагающих системы CRM, вошли Applicast (Siebel), AristaSoft (Clarify - система компании Nortel Networks), Breakaway Solutions (Onyx), Corio (Siebel), Interliant (Onyx), Nexgenix (Vantive от PeopleSoft) и др.

Понятно, что крупные провайдеры приложений, предоставляющие системы CRM, предлагают в аренду наиболее известные решения. Использование услуг ASP в данной сфере очень популярно среди компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу. Ведь такой подход исключает затраты на инсталляцию, покупку и внедрение системы и к тому же позволяет использовать все преимущества ведущих, наиболее функциональных продуктов на рынке.

Компания IDC в течение нескольких лет проводит рейтинги ASP-провайдеров. В ряды лидеров стабильно попадают такие компании, как Usinternetworking (ERP, инфраструктурные приложения), Oracle (разработчик и провайдер ERP-приложений), TriZetto Group (вертикальные рынки), McAfee.com (агрегатор Web-сервисов), Qwest Cyber.Solutions (ERP), Interliant Inc. (CRM, ERP).

Новый вид деятельности, или развитие бизнеса

ASP-компании обычно не возникают на пустом месте. В этот рынок, как правило, вливаются предприятия, имеющие за плечами опыт работы с пользователями в сетевой инфрастуктуре. Строго говоря, ASP - это всего лишь новый термин, который подразумевает предоставление достаточно широкого спектра сервисов и приложений.

Провайдеры услуг Интернета по сути своей сразу же были провайдерами приложений. Эти компании предоставляли услуги доступа в Сеть на условиях аренды, первыми стали заниматься хостингом (размещение на условиях аренды Web-сайтов и страниц пользователей на своих технических средствах), колокацией (размещение аппаратных Web-серверов на технических площадках провайдеров, аренда каналов доступа в Интернет).

Кроме того, ISP традиционно предлагают аренду таких сервисов, как обеспечение сохранности данных (например, резервное копирование), защита данных и сетей клиентов (IP-фильтры, брандмауэры), а также ряд приложений, среди которых средства защиты от спама, антивирусной защиты и т.п.

С появлением крупных Web-проектов направление аренды сервисов и приложений стало постепенно доминировать именно в этой области. Высокая конкуренция среди Web-проектов вынуждает вести постоянный поиск способов привлечения новых пользователей и удержания тех, кто более или менее регулярно посещает их страницы. Поскольку потребности продвинутых пользователей сегодня не ограничиваются только чтением контента, Web-порталы вынуждены помимо информации предлагать и различные онлайновые услуги и приложения. Они стали активно развивать направление хостинга, а также обеспечивать доступ к таким приложениям, как антивирусные программы, программы перевода. Новостийные порталы обеспечивают экспорт новостей со своих страниц, "электронные универсамы" позволяют создавать "электронные киоски", предоставляя доступ к сервисам е-коммерции и т.д.

Термин ASP появился в прессе практически одновременно с термином и направлением B2B, постепенно поглощая последний. Современное состояние Интернет-рынка и отток денег инвесторов привели к тому, что многочисленные торговые площадки и крупные Интернет-компании оказались перед необходимостью пересматривать бизнес-модели с целью сократить издержки на разработку и поддержку своих систем. Это изменение конъюнктуры в секторе B2B, в свою очередь, способствует развитию ASP-компаний. Аренда приложений позволяет минимизировать расходы предприятий в самых разных направлениях деятельности: создание и сопровождение систем электронной коммерции; организация информационных систем поддержки каналов сбыта, ориентированных на территориально распределенных партнеров; организация групповой работы предприятий.

Сегодня ISP-компании и Web-порталы, расширяя спектры своих услуг до современного уровня, врываются на рынки ASP и B2B, имея за плечами большой опыт работы в сетях, обширные клиентские и маркетинговые базы, большой багаж освоенных приложений и сервисов.

Можно констатировать, что аренда приложений существует довольно долго (точка отсчета - начало широкого коммерческого применения Интернета). Поэтому те, кто говорит, что ASP - это революция в IТ-бизесе, не правы. Современное направление ASP - это результат длительной эволюции. И в этом его сила.

Сейчас модель ASP набирает популярность и становится все более зрелой. Но, по мнению многочисленных экспертов, промышленное внедрение современных В2В-приложений, таких как ERP и CRM, в режиме ASP в Украине возможно только у крупных корпоративных заказчиков. Парадоксально, но в отличие от всего мира провайдеры ASP, ориентирующиеся на данную группу приложений, практически не принимают во внимание средние и мелкие предприятия.

Однако сомнительно, что крупные отечественные компании, даже если им предложат использовать все преимущества В2В-приложений в режиме аренды за относительно небольшую плату, согласятся сегодня работать по схеме ASP. Причин такого положения несколько. Руководители бизнеса пока имеют слабое представление о возможностях современных подходов и технологий и неохотно доверяют третьим лицам. Крупные компании скорее согласятся платить большие деньги, чтобы иметь уверенность в сохранности и конфиденциальности информации, и приобретут определенное решение в собственность, а не будут арендовать крупные В2В-системы. С другой стороны, пока еще ощущается нехватка программного обеспечения необходимой функциональности, которое ASP-провайдеры могли бы предлагать на приемлемых условиях.

Так что провайдерам приложений предстоит решить немало проблем в этой области, сделать многое для обеспечения необходимой безопасности, скорости и качества работы. Им придется доказать, что они способны обеспечить своим клиентам действительно качественные услуги.