P e к л а м a:
[an error occurred while processing this directive][an error occurred while processing this directive] File not found. [an error occurred while processing this directive]

Антимонопольная и конкурентная политика в сети Интернет


Дмитрий ЛАНДЭ,
к.т.н., заместитель директора
Информационного центра "ЭЛВИСТИ"

 

 

Развитие современных экономических отношений требует государственной поддержки процессов развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, предупреждения, ограничения и пресечения монополий.

 


Во многих странах поддержка антимонопольной деятельности проводится на государственном уровне, а выполнение антимонопольного законодательства обеспечивают специальные органы. В нашей стране таким органом является Антимонопольный комитет Украины, в Российской Федерации - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в США -

Бюро по развитию конкуренции Федеральной торговой комиссии (FTC Bureau of Competition).

 

Официальный сайт Антимонопольного комитета Украины, который можно найти по адресу http://www.amc.gov.ua/, содержит информацию о структуре этого органа, законодательную базу (тут представлены полные тексты нормативных документов и разъяснений), о деятельности по пресечению недобросовестной конкуренции, список монополистов, а также, что очень важно, раздел обращений граждан.

 

На Web-сайте АМК Украины приведено несколько реальных примеров борьбы со злоупотреблениями монопольным положением. На сегодняшний день этот сайт - один из самых наглядных и информативных по антимонопольной проблематике.

 

 

Сайт Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) находится в Сети по адресу www.maprf.ru и по наполнению является одним из лучших в мире сайтов в этой области (несмотря на отсутствие английской версии). Можно сказать, что его единственный недостаток - это одноязычность. Наиболее сильная сторона сайта - это раздел новостей, ежедневно обновляемый, созданный с размахом информационного агентства.

 

На сайте можно найти оперативную информацию о деятельности товарных бирж, естественных монополий, защите прав потребителей. Интересно, что самый большой объем информации на сайте относится к регулированию тарифов на услуги естественных монополий в области связи, т.е. на услуги телефонной и почтовой связи. Это, по видимому, связано с приоритетами деятельности министерства.



На сайте МАП России на странице пресс-центра (http://www.maprf.ru/ru/press_center/) приведено несколько десятков резонансных антимонопольных процессов.

МАП имеет территориальные управления в каждой области и крае Российской Федерации, многие из которых представлены своими веб-ресурсами:

Территориальное управление Коми - www.rkomi.ru/gosud/antimony.html

Костромское территориальное управление - www.antimon.kostroma.net

Новосибирское территориальное управление - www.antimon.cis.ru

Приморское территориальное управление - www.primmap.stl.ru

Территориальное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - www.antimonopoly.spb.ru

Ульяновское территориальное управление - www.link-ul.ru/-amz

Территориальное управление по Ханты-Мансийскому автономному округу - www.hmap.hl.ru

 

Основной антимонопольный орган США - FTC Bureau of Competition (Бюро по развитию конкуренции Федеральной торговой комиссии) представлено на веб-странице, находящейся по адресу http://www.ftc.gov/ftc/antitrust.htm.

 


 

 


На этой странице находится перечень публичных документов, в том числе акты, регламентирующие деятельность бюро, новости, информация об антитрастовых процессах, деятельности бюро, контактная информация, а также гиперссылки на другие антимонопольные веб-ресурсы.

 

В качестве примера отражения антимонопольных процессов в США можно привести антитрастовое дело против корпорации Microsoft, материалы про ход которого можно найти на сайте Департамента юстиции по адресу http://www.usdoj.gov/.


 

 


Не так давно лишь немногие страны имели собственное антитрастовое законодательство и еще меньшее число стран обладали соответствующими веб-ресурсами. За последние десять лет рыночные принципы экономики, принцип уважения к возможностям, которые содержит в себе конкуренция, были широко восприняты общественностью. Многие страны ввели антитрастовое законодательство, создав органы, предназначенные для обеспечения его соблюдения. Появились и соответствующие государственные веб-сайты. На сегодняшний день более 90 стран имеют антитрастовые законы, и еще около 20 стран находятся в процессе его разработки. Назовем лишь некоторые государственные антимонопольные веб-ресурсы стран мира:

        Австрия - Australian Competition and Consumer Commission (http://www.accc.gov.au/)

        Австрия - Ministry of Economic Affairs (http://www.bmwa.gv.at/BMWA/Service/Antidumping/default.htm)

        Бельгия - Conseil de la Concurrence (http://mineco.fgov.be/)

        Бразилия - Conselho Admini strativo de Defesa Economica (http://www.cade.gov.br/)

        Великобритания - Competition Commission Office of Fair Trading (http://www.oft.gov.uk/default.htm)

        Германия - Bundeskartellamt (http://www.bundeskartellamt.de/)

        Дания - KonkurrenceStyrelsen (http://www.ks.dk/)

        Израиль - Antitrust Authority (http://www.antitrust.gov.il/)

        Италия -Autorità Garante della Concorrenza e del Mercato (http://www.agcm.it/)

        Канада - The Competition Bureau (http://strategis.ic.gc.ca/SSG/1/ct02240e.html)

        Литва - Konkurencijos taryba (http://www.konkuren.lt/)

        Мексика - Comision Federal de Competencia (http://www.cfc.gob.mx/)

        Нидерланды - Mededingings Autoriteit (http://www.nmanet.nl/nl/)

        Новая Зеландия - Commerce Commission (http://www.comcom.govt.nz/)

        Норвегия - Konkurransetilsynet (http://www.konkurransetilsynet.no/)

        Польша - Office of Competition and Consumer Affairs (http://www.uokik.gov.pl/)

        Португалия - Direccao-Geral do Comércio e da Concorrência (http://www.dgcc.pt/)

        Турция - Rekabet Kurumu (http://www.rekabet.gov.tr/)

        Финляндия - Kilpailuvirasto (http://www.kilpailuvirasto.fi/)

        Чешская Республика - Office for the Protection of Economic Competition (http://www.compet.cz/)

        Швеция - Konkurrensverket (http://www.kkv.se/eng_indexns.htm)

        Эстония - Konkurentsiamet (http://www.konkurentsiamet.ee/)

 

Международное сотрудничество в области контроля за соблюдением антитрастового законодательства продолжительное время находится в центре внимания международной общественности. Важность такого сотрудничества в антимонопольной деятельности возрастает в свете процессов глобализации и либерализации, которые могут оказать положительное влияние на развитие конкуренции, но они также могут быть связаны с антиконкурентными проявлениями. Усугубляющийся сегодня глобальный экономический спад повлек за собой более жесткую конкуренцию, рост желания крупных компаний прибегнуть к антиконкурентной деятельности, разделить остающиеся доли рынка между немногими монополистами. Оюозначенным процессам противодействуют и международные организации, которые широко используют Интернет-технологии в своей деятельности. В качестве примеров можно привести такие веб-ресурсы:

 

APEC Competition & Law Database (www.apeccp.org.tw)

Free Trade Area of the Americas (www.ftaa-alca.org/)

OECD Competition Policy and Law Division (www.oecd.org/competition)

UNCTAD Competition and Consumer Policies
(
http://www.unctad.org/en/subsites/cpolicy/index.htm)

WTO Competition Policy (http://www.wto.org/ )

European Free Trade Association (http://www.efta.int/structure/SURV/efta-srv.asp )

Europa/European Commission/Competition (http://europa.eu.int/comm/competition/index_en.html)

The International Competition Network (http://www.internationalcompetitionnetwork.org/)

ICC (http://www.iccwbo.org/home/menu_competition.asp)

 


 


American Antitrust Institute

(http://www.antitrustinstitute.org/)

 

 


AntiTrust.org (http://www.antitrust.org/)

EU Competition Policy (http://www.eurunion.org/legislat/comweb.htm)


 


Стремительное развитие вычислительной техники, сетевых и информационных технологий, с одной стороны, и ужесточение конкуренции, глобализация рынка с другой, привели к необходимости борьбы с монопольной деятельностью, используя самые современные технологии. И множество веб-ресурсов по данной проблематике - подтверждение этому.

 

Традиционно для решения задач проведения конкурентной и антимонопольной политики использовался сбор информации из открытых источников, создание собственных информационных массивов, организуемых в виде баз данных, взаимодействующих с единой информационной службой Антимонопольного комитета Украины. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость учета в информационно-аналитической работе при решении проблем развития конкуренции такого источника как Интернет. В настоящее время количество Web-сайтов в Украине уже приблизилось к 20 тысячам, а срез новостной информации превышает 5 тысяч сообщений в сутки. При этом следует учитывать, что постоянно растет объем "легитимной" информации, публикуемой в Интернет государственными органами, информационными агентствами, аналитическими центрами, отдельными компаниями.

 

С учетом результатов мониторинга сетевых источников информации может быть подготовлено решение для достаточно широкого спектра задач, некоторые из которых приведены ниже:

-         анализ событий;

-         выявление тенденций рынков;

-         информационный контроль за монополистами;

-         информационная оценка уровня концентрации средств в отдельных отраслях;

-         оценка сфер влияния конфликтных или кризисных ситуаций на конкурентную среду;

-         анализ реакции на деятельность АМК Украины, его региональных отделений;

-         анализ деятельности антимонопольных органов других стран.

 

Важный аспект при использовании информации из Интернет связан с ее доступностью. Сегодня сетевой ресурс представляет собой огромное хранилище информации, интегрированный доступ к динамической составляющей которого - новостным ресурсам - затруднен, так как зачастую информационная структура Сети, тенденции ее развития и взаимосвязи отдельных ее фрагментов не лежат на поверхности, - поиск актуальных данных в Интернет является далеко не тривиальной задачей. Пользователи проводят множество часов, посещая сотни сайтов в погоне за необходимыми им данными по определенной тематике. Сбор, фильтрация и хранение информации в Сети связаны с необходимостью, во-первых, существенных затрат времени, во-вторых, требуют достаточной квалификации персонала и, к сожалению, не могут учитывать всех особенностей построения структуры представленных там сведений.

 

Эффективно решать задачи ориентации в новостном контенте позволяют информационные сетевые службы нового типа - службы синдикации новостей в Интернет, которые чаще всего используют как базу для своей работы системы мониторинга новостей в веб-пространстве.

 

Технология мониторинга и последующего объединения новостей подразумевает

"обучение" программ сбора структуре выбранных источников, сканирование информации, ее нормирование, приведение к внутрисистемному формату (в последнее время все чаще к XML), классификацию и доставку пользователям различными каналами (e-mail, WWW, WAP, SMS и др.).

 

Конечно же, все серьезные службы синдикации новостей в Интернет обладают уникальными технологическими решениями, однако в схеме их функционирования много общего: практически у всех таких служб сначала выполняется оценка информационного содержания веб-ресурса и построение настроечных профилей, описывающих данный ресурс. Затем редакторы в автоматизированном режиме оценивают ресурсы и создают профили, соответствующие информационным потребностям клиентов, после чего веб-ресурсы автоматически сканируются в соответствии с настроечными профилями, происходит преобразование информации в формат XML с добавлением тегов (даты, времени, имени и типа источника). Ищутся повторы и устраняется дублирование. В соответствии с заданными правилами выполняется автоматическая классификация информации и загрузка в базы данных. Служба обработки запросов учитывает содержательную часть и требования к регламенту доставки, после чего происходит вывод и доставка информации клиентам на их веб-сайты, в интранет-сети, на входы различных программных приложений.

Приведем несколько примеров ведущих служб синдикации новостного контента в Интернет. Так, служба Moreover имеет свое патентованное решение - Connected Intelligence (CI), предназначенное для интеграции соответствующего запросам контента в корпоративные сети или порталы. Передача осуществляется порциями от трех тысяч источников в режиме реального времени, классифицируется и разделяется по темам, обновляется каждые 15 минут. Возможна адресная доставка информации (CI-Watch) и режим доступа (CI-Database) к компактному обзору непрерывно индексируемой полнотекстовой базы данных.

Поисковый портал Northern Light (www.northernlight.com) известен ресурсом Special Collection - полнотекстовой базой из нескольких миллионов документов, собранных более чем из семи тысяч источников. Сервис Current News обеспечивает поиск глубиной в две недели в информационных материалах 117 источников из 62 новостных каналов и сетевых служб, включая AP Online, UPI и PR Newswire, а также из большого количества международных источников в удобных для пользователей форматах.

 

Пожалуй, самым ярким представителем направления B2B (бизнес для бизнеса) в информационной сфере является компания Comtex (www.comtex.com). Ее основные клиенты - это такие интеграторы новостей, как Northern Light Technology, OneSource, Screaming Media, Compuserve, Vertical Net и др. Comtex уже 20 лет специализируется на электронной обработке и доставке всемирных новостей и других информационных материалов. Она объединяет ресурсы свыше 100 солидных источников, крупнейших информагентств, среди которых ИТАР-ТАСС, Xinhua, Associated Press.

 

В России информационное агентство "Интегрум" (www.integrum.ru) обеспечивает сбор в единый массив электронных версий коммерческих, статистических и новостных информационных продуктов. Контент-механизмом службы является авторская разработка агентства - лингвистическая поисковая система "Артефакт", основанная на сложных морфологических алгоритмах. В 2700 базах данных службы сагрегировано 75 млн. документов, ежесуточно пополняющихся на 10 тыс. единиц. Сервис "Частный информационный агент" осуществляет поиск и доставку материалов подписчику по заданным им ключевым словам.

 

В Украине технология InfoStream (www.infostream.com.ua), разработанная в Информационном центре "ЭЛВИСТИ" (ElVisti), стала инструментальной базой, обеспечивающей интеграцию новостей из сотен отечественных и зарубежных Web-сайтов, их обработку, систематизацию, обобщение и предоставление доступа к ним. В простейшем варианте пользователь системы может подписаться на поток новостей по своей тематике, выраженной поисковым предписанием, имеющим, например, такой вид: (АМК]|антимонополь)&(Украин|Укран). Данный запрос позволит выбрать документы, относящиеся к антимонопольной деятельности в Украине. Вместе с тем, документы, соответствующие такому запросу относится, скорее, к общему анализу событий и тенденций.

 

Для анализа деятельности отдельных монополистов, учета их влияния на конкурентную среду с помощью системы InfoStream можно подписаться на тематические каналы, в отдельные сообщения которых входят названия соответствующих фирм, имена лиц и др. Для работы аналитиков с постоянно изменяющимися запросами предусмотрен режим on-line, который идеально подходит, например, для проведения постоянного контроля за источниками рисков, для оценки рынков, анализа деятельности антимонопольных органов. Для того чтобы избежать информационной "перегрузки", получать наиболее существенные документы необходимой широкой тематики, можно воспользоваться информационными портретами как средством обобщения и уточнения запросов или технологией автоматического построения дайджестов, являющейся элементом, реализующим современный подход "глубинного анализа текстов" - TextMining. Технология InfoStream содержит также модуль построения таблиц взаимосвязей отдельных понятий, отраженных в тематическом информационном канале. В качестве понятий, взаимосвязи которых исследуются, могут выступать отдельные компании, финансовые группы, страны, лица. Еще один интересный аспект - возможность отображения динамики встречаемости понятий в течение определенного диапазона дат - позволяет прослеживать и прогнозировать такие явления, как например, монополизация рынка, банкротства, политические и военные конфликты и многое другое.

 

Для принятия серьезных управленческих решений, связанных с проведением конкурентной и антимонопольной политики, рекомендуется использование интегрированных систем, которые позволяют агрегировать информацию по объекту исследований, полученную из разнородных источников. И система интеграции контента сети Интернет выступает одним из необходимых звеньев для решения этой задачи.

 

Ускоряющийся ритм жизни, конкурентная и антимонопольная ситуация в стране и мире, настоятельно требуют оперативного получения полной и актуальной информации, которая должна учитываться при принятии самых важных управленческих, маркетинговых, производственных решений. С помощью современных технологий интегрированного доступа к информации пользователи Интернет имеют возможность получения надежного и простого доступа к ресурсам оперативной информации, представленной на информационных Web-сайтах.

Л╕тература

1.Григор`╓в О.М., Ланде Д.В. Потокова технолог╕я збору ╕нформац╕╖ з мереж╕ Internet, ╖╖ обробка, збер╕гання та забезпечення доступу до не╖

/Материали VII Международной научно-практической конференции "Система НТИ: проблемы развития и функционирования"- Киев.-2001

2.Лел╕ков Г.╤.,Сороко В.М., Григор`╓в О.М., Ланде Д.В. Мон╕торинг д╕яльност╕ орган╕в виконавчо╖ влади ╕з застосуванням коип`ютерно╖ системи контент-анал╕зу електроних ЗМ╤ /В╕сник Державно╖ служби Укора╖ни. - ╧2-2002.

3.Ландэ Д.В. Создание Web сайтов органов государственной власти на основе системы управления контентом /Материалы II форума "Украина - от электронного офиса к электронному правительству". Одесса-2002.

4. Ланде Д.В. Контент-мон╕тор╕нг сучасних ╕нформац╕йних поток╕в /Материалы II Международной научно-практической конференции "Информация, анализ, прогноз - стратегические рычаги эффективного государственного управления"

-Киев.-2002.